Шифр
Ф. 593.
Полное наименование
Рославльская уездная по делам о выборах в IY Государственную думу комиссия. г. Рославль Смоленской губернии. 1907 — 1912.
Краткое наименование
Рославльская уездная по делам о выборах в IY Госдуму комиссия
Вид фонда
фонд учреждения, организации
Тип фонда
Управленческая документация
Количество описей
1
Виды документов
Управленческая документация
Хронология
1907 — 1912
Аннотация
Журналы заседаний комиссии; инструкции о порядке производства выборов в Госдуму; протоколы предварительного съезда землевладельцев, сельских сходов; дела о выборах уполномоченных и выборщиков; списки избирателей
Историческая справка
Уездные по делам о выборах в Государственную Думу комиссии (далее – уездные комиссии) являлись административными учреждениями, входящими в систему органов местного самоуправления, и создавались для подготовки и наблюдения за ходом избирательной кампании в Государственную Думу, правильности составления избирательных списков, проведения выборов на съезды уполномоченных, разрешения спорных вопросов о выборах, составления, исправления списков выборщиков, ведения выборного делопроизводства. Подготовка и проведение выборов в Государственные Думы c 1906 по 1917 годы регламентировались тремя основными законодательными актами: «Положением о выборах в Государственную Думу» от 6 августа 1905 г., указом императора Николая II «Об изменениях и дополнениях Положения о выборах в Государственную Думу» от 11 декабря 1905 г. и «Положением о выборах в Государственную Думу» от 3 июня 1907 г. Уездные комиссии не были постоянно действующими учреждениями. Они функционировали только в период выборов. Всего уездные комиссии создавались четыре раза по числу избирательных кампаний. Они состояли из председателя (председатель окружного суда), управляющего казенной палатой, предводителя дворянства, председателя губернской управы по делам земского хозяйства (впоследствии губернской земской управы), городского головы, члена окружного суда, непременного члена губернского присутствия. Уездные комиссии собирались для проверки правильности выборов и рассмотрения заявлений и жалоб, поступавших к ним в ходе избирательной кампании. Они проверяли списки избирателей, представляемые земскими и городскими органами самоуправления. В первую очередь, в ходе проверки обращалось внимание на соответствие избирательного ценза той курии, в которую был определен избиратель. Для этой работы в составах комиссий имелись особые делопроизводства, по итогам работы которых происходило перераспределение списков избирателей по соответствующим их цензу куриям. Уездные комиссии проверяли материалы выборного производства, которые представлялись им уже на следующий после выборов день, а также жалобы на неправильное проведение выборов, поступившие от государственных учреждений и частных лиц. В случаях нарушения выборного производства, уездная комиссия могла отменить выборы в любой курии на уровне города или уезда. Уездные комиссии составляли списки выборщиков в губернское избирательное собрание. Выборщики, избрание которых признавалось комиссиями незаконным, могли быть заменены теми из непрошедших кандидатов, которые набрали большее количество голосов. Решения уездных комиссий могли быть обжалованы. Губернская комиссия обладала правом пересмотра решений уездных комиссий, а Сенат мог отменить решение губернской. С каждой избирательной кампанией контроль центральной и местной властей за деятельностью уездных комиссий ужесточался. Не являясь формально членом комиссии, губернатор фактически направлял их работу, представляя на их рассмотрение дела об усмотренных в ходе выборов нарушениях. Он имел право опротестовывать в соответствующих учреждениях решения уездных комиссий. Уездные комиссии прекратили деятельность после роспуска Государственной Думы Временным правительством 6 октября 1917 г.
Период
Дореволюционный