Шифр
Ф. 1079.
Полное наименование
Гжатская городская управа. г. Гжатск Смоленской губернии. 1874 — 1917.
Краткое наименование
Гжатская городская управа
Вид фонда
фонд учреждения, организации
Тип фонда
Управленческая документация
Количество описей
1
Виды документов
Управленческая документация
Хронология
1902 — 1918
Аннотация
Журналы заседаний думы, управы; книга на выдачу промысловых свидетельств; формулярные списки личного состава; списки офицеров и нижних чинов;
Историческая справка
Городская управа – исполнительный орган городского общественного самоуправления. Создана в соответствии с «Городовым положением» от 16 июня 1870 года. Этот нормативный документ, а также принятое в 1892 году новое «Городовое положение» определяли порядок образования городской управы, ее состав, структуру и круг полномочий. Точные даты начала и окончания деятельности Гжатской городской управы неизвестны. Председателем городской управы был городской голова, одновременно, он же возглавлял и городскую думу. Члены городской управы избирались городской думой. По положению» 1870 года городская управа состояла из двух членов. Положение 1892 года давало право городской думе увеличивать их число. По положению 1870 года члены городской управы являлись должностными лицами, по положению 1892 года – государственными служащими. Срок службы членов городской управы составлял 4 года. Через каждые 2 года половина членов городской управы выбывала по очереди и замещалась вновь избранными, которыми могли быть и выбывшие ранее (через первые 2 года половина членов городской управы выбывала по жребию). Члены городской управы утверждались в должности губернатором. Круг компетенции городской управы определялся городовым положением и инструкцией городской думы, а распределение обязанностей между членами – самой управой. На городскую управу возлагались административные задачи, а также вопросы городского хозяйства и общественного управления: благоустройство города, изыскание средств для улучшению его хозяйственного положения, сбор необходимых сведений для городской думы, составление проектов городских смет, взимание и расходование городских сборов, определение сроков и правил отчетности подчиненных ей лиц и учреждений. Отчеты о своей деятельности городская управа представляла в городскую думу. Являясь исполнительным органом, городская управа обладала и некоторой распорядительной властью: утверждала планы частных зданий в пределах города, выдавала разрешения на перестройки и капитальные исправления, решала вопросы устройства безвредных промышленных предприятий, общественных купален и другие. Для принятия решений в чрезвычайных случаях, а также для ведения отдельных отраслей городского хозяйства при городской управе учреждались особые временные или постоянные исполнительные комиссии из числа членов управы и горожан, обладавших избирательным правом, под председательством одного из членов городской управы. Вопросы, обсуждавшиеся в городской управе коллегиально, решались большинством голосов (по Городовому положению 1892 года при равенстве голосов голос председателя давал перевес), однако в случае несогласия городской голова останавливал рассмотрение дел и представлял их на рассмотрение губернатору, а затем – в губернское по городским делам присутствие. Решения последнего как органа надзора за городской управой и городской думой были обязательны для городской управы. В случае несогласия с решениями городской думы Городовое положение 1870 предоставляло городской управе, по заключению большинства ее членов, право приостанавливать их, но при подтверждении городской думой своего решения городская управа была обязана исполнить его. Городовое положение 1892 усилило надзор за городской управой со стороны местной администрации, полностью ликвидировав самостоятельность городских управ, подчинив их власти губернатора. Постановлением Временного правительства от 15 апреля 1917 года «О производстве выборов гласных городских дум и об участковых городских управлениях» система городского самоуправления в России реформировалась.
Период
Дореволюционный